Методические рекомендации по проведению социальной и культурной адаптации иностранных работников
(для работодателей, привлекающих к осуществлению трудовой деятельности иностранных граждан)
I. Адаптация и интеграция иностранных граждан.
Миграция как сложный социальный процесс всегда связана с взаимным влиянием принимающего общества и сообществ иностранных граждан.
Взаимодействие между местными жителями и иностранными гражданами сопровождается приспособлением иностранных работников к новым социальным, культурным, экономическим, правовым условиям с возможным последующим включением в культурную, социальную и экономическую жизнь страны, к новым условиям и включения в систему общественных отношений называются, соответственно, адаптацией и интеграцией.
Адаптация иностранных граждан – процесс усвоения иностранным гражданином или лицом без гражданства образцов поведения, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему существовать и успешно действовать в принимающем обществе. Адаптация тесно связана с получением иностранным гражданином официального статуса и легализацией его пребывания.
Интеграция иностранных граждан – процесс включения иностранного гражданина или лица без гражданства в систему социальных, правовых и культурных отношений принимающего общества в качестве его полноправного и постоянного члена; зачастую связана с получением иностранным гражданином права на временное или постоянное проживание в стране, а также с получением гражданства принимающей страны.
Адаптация и интеграция связаны между собой, только успешно адаптировавшийся к социальным, культурным, экономическим и правовым реали-ям принимающего общества иностранный гражданин может в процессе своей жизнедеятельности постепенно интегрироваться в местное сообщество и стать его пол¬ноправным членом.
Результатом адаптация и интеграция является приобретение иностранным гражданином определенного социального и правового статуса.
С точки зрения социальных наук иностранные граждане являются социально исключенной группой по отношению к принимающему обществу. Социальное исключение означает, что у иностранных граждан отсутствует или ограничен доступ к ресурсам, правам и благам, доступным для граждан России.
Стратегия успешной адаптации иностранных граждан может быть построена на стратегии доступа:
к информации: возможность получить корректную информацию о законодательстве, механизмах правовой поддержки, культурных особенностях и нормах поведения, о рабочих местах и вакансиях и т.д.
к правовому статусу: возможность получить легальный правовой статус - например, оформление патента на работу означает получение иностранным гражданином статуса иностранного работника;
к инфраструктуре: возможность пользоваться социальной, жилищной, транспортной, культурной, экономической инфраструктурой города.
к ресурсам и услугам: экономическая, правовая, социальная и культурная возможность воспользоваться поддержкой государства и общества, получить необходимые услуги, достичь приемлемого уровня жизни и потребления и в конечном счете реализовать себя в новых условиях как полноправного участника экономической, социальной и культурной жизни.
В процессе адаптации иностранному гражданину необходимо приобрести правовой и социальный статус (оформить документы, дающие право пребывать на территории РФ), определить свою экономическую нишу (найти работу), обеспечить базовые социальные, экономические и культурные потребности (жилье, питание, постоянный доход, общение с окружающими).
В случае, если иностранный гражданин намерен остаться в России на длительный срок, ему необходимо решать проблемы доступа к информации, к статусу, к инфраструктуре, к ресурсам и услугам в режиме, способствующем постоянному проживанию в нашей стране т.е. интегрироваться в российское общество.
В процессе интеграции иностранный гражданин оказывается вовлечен в действие различных социальных институтов.
Экономическая ниша, которую занимает иностранный гражданин, его профессия и уровень достатка определяют его место в профессиональном сообществе, принадлежность к определенному социальному классу.
Стремление сохранять свою культурную и этническую идентичность, поддерживать связи с соотечественниками вовлекает иностранного гражданина в деятельность национальных диаспор.
Взаимоотношения с принимающим обществом, с местными жителями, дружеские отношения с соседями из их числа влияют на локальную идентичность иностранного гражданина - он начинает постепенно отождествлять себя с местным населением, перенимать его привычки и во все большей мере чувствовать себя местным жителем.
В случае же опоры исключительно на друзей, родственников и соотечественников из страны происхождения, на социальные связи и общение исключительно с соотечественниками иностранный гражданин оказывается вовлечен в миграционные сети, что может вести к обособлению от местного населения, неприятию его традиций и норм, формированию этнических анклавов.
Важно иметь в виду, что иностранный гражданин фактически интегрируется в то сообщество (местное, национальное, религиозное), через которое он получает доступ к необходимым ресурсам.
II. Основные подходы к адаптации и интеграции иностранных работников и профилактике межнациональной напряженности.
Реализация мер, направленных на интеграцию иностранных работников, предполагает следование определенным принципам:
интеграция — процесс, которому иностранные граждане должны быть подвержены как в индивидуальном порядке, так и как определенная социально уязвимая группа;
ответственность за интеграцию лежит как на самих иностранных граждан, так и организациях и населении принимающей страны;
принимающее общество несет ответственность за то, чтобы реализация правового статуса иностранных граждан способствовала их участию в экономической, социальной, культурной и гражданской жизни общества;
иностранные граждане, в свою очередь, должны уважать фундаментальные нормы и ценности принимающей стороны и активно участвовать в процессе интеграции - без потери своей собственной идентичности.
Главным условием успешной адаптации иностранных граждан в принимающем обществе является знание языка страны пребывания. Именно знание русского языка дает возможность получения информации о правилах трудоустройства в России, умень¬шает шансы вовлечения в неформальную занятость, снижает зависимость от земляков и значимость миграционных сетей. Владение русским языком расширяет возможности контактов с местным населением, обеспечивает реализацию соци¬ально-экономических прав иностранных граждан (на профессиональное обучение, получение медицинской помощи и т. д.).
Действия диаспор могут содействовать формированию у иностранных граждан стремления к адаптации и интеграции в российский социум и соответственно влияют на их взаимоотношения с местным населением: разъяснение иностранным работникам требований российского миграционного законодательства, содействие в оформлении разрешительных документов и легализации правового статуса; помощь в освоении русского языка; использование ресурсов социальных сетей диаспор для решения вопросов пребывания и трудоустройства мигрантов; неформальное покровительство и защита мигрантов.
III. Основные тенденции и аспекты адаптации иностранных работников.
Иностранные трудовые мигранты являются сложной с точки зрения организации непосредственного взаимодействия социально уязвимой группой населения.
Реализация мер по адаптации иностранных граждан требует учета основных особенностей данной социально уязвимой группы и должна быть направлена на преодоление основных рисков, связанных с определенными правовыми, социальными, экономическими, культурными аспектами.
Правовые аспекты.
Как правило иностранные граждане имеют низкий уровень правовой грамотности, обусловленный недостатком актуальной информации о миграционном законодательстве и его изменениях, привычкой обращаться за содействием, прежде всего, к своим друзьям и знакомым. Таким образом, содействие адаптации иностранных граждан предполагает информирование иностранных граждан о нормах миграционного и трудового законодательства, механизмах защиты своих прав, возможностях получения государственной поддержки.
Социальные аспекты.
Интеграция иностранных граждан невозможна без постоянного взаимодействия с местным населением, формирования позитивных, дружеских взаимоотношений на местном уровне. Пространство взаимодействия иностранных граждан и местного населения зачастую ограничено их рабочим местом. Представляется необходимым содействовать социальной интеграции иностранных граждан посредством развития форматов взаимодействия на местном уровне, повышению информированности жителей.
Культурные аспекты.
Зачастую иностранные работники, прибывшие в Российскую Федерацию, испытывают «культурный шок». Данное явление обусловлено следующими факторами:
1) растет доля трудовых мигрантов из сельской местности, плохо знакомых с ценностями городской культуры и городским образом жизни;
2) ухудшается уровень владения русским языком в странах происхождения иностранных граждан;
3) в странах происхождения иностранных граждан возрастает роль религии и норм традиционной культуры, подразумевающих иные поведенческие стереотипы, нежели принятые в России.
Для преодоления культурного шока необходимо:
информировать иностранных граждан о нормах, ценностях и стереотипах поведения, присущих местному населению;
создавать условия для вовлечения иностранных граждан в культурную жизнь (проведение мероприятий направленных на ознакомления трудовых мигрантов с историей, культурой Российской Федерации, ценностях прививаемых в гражданском обществе, организовывать мероприятия направленные на знакомства с культурой, праздниками как трудовых мигрантов так и местного населения) содействовать изучению мигрантами русского языка и культуры;
проводить местные культурные мероприятия с вовлечением в них иностранных граждан (проведение мероприятий приуроченных к празднованию общегосударственных праздников «День Победы», «День России», «День Государственного флага Российской Федерации», «День Народного Единства»);
способствовать информированию местных жителей о культуре и положении иностранных граждан.
IV. Планирование мероприятий по адаптации и интеграции иностранных работников.
При планировании мероприятий по адаптации и интеграции иностранных работников важно иметь в виду следующие моменты:
1. Каждый человек имеет индивидуальные стратегии поведения и психологические установки, на которые влияют прежде всего личные жизненные обстоятельства и опыт, а не только и не столько этнические, социальные, религиозные характеристики и принадлежность к гражданству;
2. Различные этнические культуры и религии имеют много общего — общие элементы идентичности следует подчеркивать. Такой подход поможет формированию общей гражданской идентичности, комфортной для каждого вне независимости от его религиозной и этнической при¬надлежности;
3. Необходимо поддерживать участие иностранных работников и местных жителей в совместных формах активности и общественной жизни, включая культурные и интеграционные мероприятия: площадки и форматы взаимодействия, построенные на основе взаимного интереса, уважения и солидарности между мигрантами и местным населением позволят сформировать местные сообщества, нетерпимые к националистическому и фундаменталистскому экстремизму.
При планировании и проведении культурно-досуговых мероприятий в сфере адаптации и интеграции иностранных работников необходимо соблюдать следующие условия:
1. Общий интерес: проект должен представлять интерес как для мигрантов, так и для местного населения, должен быть адекватен их запросам.
2. Общая польза: участие в проекте должно приносить практическую пользу как мигрантам, так и представителям местного населения.
3. Учет особой специфики: необходимо понимать и учитывать культурные, религиозные, социальные и этнические особенности групп населения, для которых проводится мероприятие.
4. Творческое использование интерактивных культурных практик: традиционная культура — богатый источник вдохновения для форматов социального взаимодействия, таких как танцы, песни, практики взаимопомощи и благотворительности и др.
5. Индивидуальное и неконкурентное участие: участники не должны быть сгруппированы по этническому, социальному, религиозному признаку в команды, способные победить или проиграть в соревновании.
6. Активное вовлечение: особое внимание должно быть обращено на вовлечение представителей мигрантов и местного населения в процесс подго¬товки и проведения мероприятий, должно осуществляться своевременное и эффективное информирование о мероприятии и вовлечение мигрантов в качестве его участников.
7. Взаимообмен опытом: мероприятие должно предполагать формат, в рам-ках которого возможно будет организовать активное и взаимовыгодное взаимодействие мигрантов и местного населения.
8. Солидарность и толерантность: участники проекта должны воспринимать эти принципы в качестве действенных и руководящих, в реализации проекта не следует допускать дискриминации и языка вражды в отношении участников.
9. Прямой контакт: непосредственное позитивное взаимодействие представителей мигрантов и местного населения способствует преодолению этнических стереотипов и ведет к гармонизации межнациональных отношений.
10. Общая идентичность: формат культурного мероприятия должен подчеркивать общее, а не различное, в культуре и иных особенностях участвующих групп, вызывать сопричастность местному сообществу, гендерным и иным социальным группам (женщины, мужчины, рабочие, соседи, жители одного города, района, муниципалитета и т.д.) вне зависимости от гражданства, национальности и религиозных взглядов участников.