Перерасчет платы за некачественное питьевое водоснабжение
Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы, не оказывающие вредного воздействия на человека.
Одним из факторов реализации указанного права является качество питьевого водоснабжения. Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объёме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за холодную воду. Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и иных нормативных актов.
В силу ст. 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.
Требования к питьевому водоснабжению установлены в СанПиН 2.1.3684-21, отклонение состава и свойств холодной, горячей воды от требований законодательства Российской Федерации не допускается. Пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила), установлена обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации,
Правилами предоставления коммунальных услуг и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. Согласно требованиям к качеству коммунальных услуг, установленных Правилами, отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства РФ о техническом регулировании не допускается. Подпунктами г, м пункта 31, п. 98 и 150 Правил предусмотрена обязанность исполнителя, допустившего нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
При несоответствии состава и свойств холодной воды требованиям законодательства РФ о техническом регулировании размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением №2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил.
Если потребителей не устраивает качество их питьевого водоснабжения, следует обратиться в органы Роспотребнадзора с просьбой о проведении лабораторного исследования качества питьевого водоснабжения, одновременно запросить результаты аналогичных исследования за последние 3 года. При установлении факторов несоответствия поставляемой питьевой воды требованиям СанПИН необходимо обратиться в прокуратуру соответствующего района (города)с просьбой о подаче в интересах жильцов искового заявления в суд о понуждении поставщика питьевого водоснабжения к обеспечению качественного водоснабжения, проведению перерасчёта платы за поставленные некачественные ресурсы. Следует также отметить, что перерасчёт платы возможен и по другим видам жилищно-коммунальных услуг в случае их некачественного предоставления.
Факт некачественного предоставление жилищно-коммунальных услуг должен быть зафиксирован соответствующим органом (Госжилинспекция, Управление Ростехнадзора, Администрацией муниципального образования в рамках муниципального жилищного контроля).
Помощник прокурора Иркутского района
юрист 3 класса Е.Н. Чичигин