ДИСТАНЦИОННОЕ МОШЕННИЧЕСТВО
В настоящее время усматривается тенденция увеличения числа уголовных дел о хищениях, совершаемых дистанционным способом. Особенно отмечается высокий рост дистанционных мошенничеств, где в качестве средств их совершения используются мобильная связь и различные методы социальной инженерии.
При этом каждый человек может стать жертвой мошенничества, если не будет следовать простым правилам безопасности.
Основные схемы телефонного мошенничества
Обман по телефону: требование выкупа
КАК ЭТО ОРГАНИЗОВАНО:
Вам звонят с незнакомого номера. Мошенник представляется родственником или знакомым и взволнованным голосом сообщает, что задержан сотрудниками полиции и обвинён в совершении того или иного преступления. Это может быть ДТП, хранение оружия или наркотиков, нанесение тяжких телесных повреждений и даже убийство. Далее в разговор вступает якобы сотрудник полиции. Он уверенным тоном сообщает, что уже не раз помогал людям таким образом. Для решения вопроса необходима определенная сумма денег, которую следует перевести по номеру телефона
НА САМОМ ДЕЛЕ ПРОИСХОДИТ СЛЕДУЮЩЕЕ:
В организации обмана по телефону с требованием выкупа участвуют несколько преступников. Набирая телефонные номера наугад, мошенник произносит заготовленную фразу, а далее действует по обстоятельствам. Нередко жертва сама случайно подсказывает имя того, о ком она волнуется. Мошенники стараются запугать жертву, не дать ей опомниться, поэтому ведут непрерывный разговор с ней.
КАК ПОСТУПАТЬ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ:
Первое и самое главное правило — прервать разговор и перезвонить тому, о ком идёт речь. Если телефон отключён, постарайтесь связаться с его коллегами, друзьями и родственниками для уточнения информации. Если Вы получили звонок от якобы близкого родственника или знакомого с информацией о том, что он попал в неприятную ситуацию, в результате которой ему грозит возбуждение уголовного дела, и если звонящий просит передать взятку якобы сотруднику правоохранительных органов, готовому урегулировать вопрос, следует задать уточняющие вопросы: «А как я выгляжу?» или «Когда и где мы виделись последний раз?», т.е. задавать вопросы, ответы на которые знаете только вы оба. Если вы разговариваете якобы с представителем правоохранительных органов, спросите, из какого он отделения полиции. После звонка следует набрать «02», узнать номер дежурной части данного отделения и поинтересоваться, действительно ли родственник или знакомый доставлен туда.
SMS-просьба о помощи
SMS-сообщения позволяют упростить схему обмана по телефону. Такому варианту мошенничества особенно трудно противостоять пожилым или слишком юным владельцам телефонов. Дополнительную опасность представляют упростившиеся схемы перевода денег на счёт.
КАК ЭТО ОРГАНИЗОВАНО:
Абонент получает на мобильный телефон сообщение: «У меня проблемы, кинь 900 рублей на этот номер. Мне не звони, перезвоню сам». Нередко добавляется обращение «мама», «друг» или другие.
КАК ПОСТУПАТЬ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ:
Пожилым людям, детям и подросткам следует объяснить, что на SMS с незнакомых номеров реагировать нельзя, это могут быть мошенники.
Телефонный номер-грабитель
Развитие технологий и сервисов мобильной связи упрощает схемы мошенничества.
КАК ЭТО ОРГАНИЗОВАНО:
Вам приходит SMS с просьбой перезвонить на указанный номер мобильного телефона. Просьба может быть обоснована любой причиной – помощь другу, изменение тарифов связи, проблемы со связью или с Вашей банковской картой и так далее. После того как Вы перезваниваете, Вас долго держат на линии. Когда это надоедает, Вы отключаетесь – и оказывается, что с Вашего счёта списаны крупные суммы.
НА САМОМ ДЕЛЕ ПРОИСХОДИТ СЛЕДУЮЩЕЕ:
Существуют сервисы с платным звонком. Чаще всего это развлекательные сервисы, в которых услуги оказываются по телефону, и дополнительно взимается плата за сам звонок. Реклама таких сервисов всегда информирует о том, что звонок платный. Мошенники регистрируют такой сервис и распространяют номер без предупреждения о снятии платы за звонок.
КАК ПОСТУПАТЬ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ:
Не звонить по незнакомым номерам. Это единственный способ обезопасить себя от телефонных мошенников.
Ошибочный перевод средств
Вам приходит SMS-сообщение о поступлении средств на счет, переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод» либо с терминала оплат услуг. Сразу после этого поступает звонок и Вам сообщают, что на Ваш счет ошибочно переведены деньги и просят вернуть их обратно тем же «Мобильным переводом» либо перевести на «правильный» номер. Вы переводите, после чего такая же сумма списывается с Вашего счёта
НА САМОМ ДЕЛЕ ПРОИСХОДИТ СЛЕДУЮЩЕЕ:
Чтобы во второй раз списать сумму с Вашего счёта, злоумышленник использует чек, выданный при переводе денег. Он обращается к оператору с заявлением об ошибочном внесении средств и просьбой перевести их на свой номер. То есть первый раз Вы переводите деньги по его просьбе, а во второй раз он получает их по правилам возврата средств.
КАК ПОСТУПАТЬ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ:
Если Вас просят перевести якобы ошибочно переведённую сумму, напомните, что для этого используется чек. Отговорка, что «чек потерян» скорее всего свидетельствует о том, что с Вами общается мошенник.
Доступ к SMS и звонкам
Многие люди хотя бы раз в жизни испытывали любопытство по отношению к частной жизни своих родственников и знакомых. Мобильная связь, фиксируя SMS и звонки, даёт ложное ощущение, что каждый может стать шпионом. И мошенники пользуются этим.
КАК ЭТО ОРГАНИЗОВАНО:
В Интернете или прессе публикуется объявление, в котором Вам предлагается изучить содержание SMS- сообщений и список входящих и исходящих звонков интересующего Вас абонента. Для этого необходимо
отправить сообщение стоимостью от 10 до 30 руб. на указанный короткий номер и вписать в предлагаемую форму номер телефона абонента
НА САМОМ ДЕЛЕ ПРОИСХОДИТ СЛЕДУЮЩЕЕ:
После того как Вы отправите SMS, с Вашего счета спишется сумма намного больше той, что была указана мошенниками – до 500 рублей. Разумеется, интересующая Вас информация так и не поступает. При этом большинство пострадавших не обращаются в полицию, не желая признаваться в желании шпионить за другими людьми. В результате мошенники остаются безнаказанными.
КАК ПОСТУПАТЬ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ:
Предложение о предоставлении данной услуги является мошенничеством, так как такая услуга может оказываться исключительно операторами сотовой связи и в установленном законом порядке!
О всех случаях мошенничества достаточно просто позвонить в полицию по указанным ниже телефонам и сообщить о происходящем.
Телефоны полиции:
02 – для звонков с городских телефонов;
022 – для абонентов МТС;
020 – для абонентов Мегафона;
02 или 002 – для абонентов Билайна.
Еще раз напоминаем, что звонки в полицию бесплатны как с городских, так и с мобильных телефонов, в независимости от оператора.
Прокуратура Иркутского района Иркутской области
ул. Трудовая, 9 г. Иркутск 664047 irkr@38.mailop.ru